SS Thistlegorm (Тистлегорм)
Описание рэка
SS Thistlegorm – (буквы SS обозначают steam ship или пароход) британское военное грузовое судно, затонувшее во время Второй Мировой войны в проливе Губал, недалеко от Шарм эль Шейха. Этот рэк является одним из самых интересных, известных и посещаемых во всем мире.
«Тистлегорм» (англ. SS Thistlegorm) — британский военный транспортный корабль, построенный в апреле 1940 года компанией «Джозеф Томпсон и Сын» в Сандерленде, Англия. «Тистлегорм» в переводе с шотландского языка означает «Голубой чертополох». Корабль был вооружен 120-мм зенитной пушкой и крупнокалиберным 40-мм зенитным пулеметом. После своего спуска на воду судно провело три успешных рейса. Первый был в США за рельсами и частями самолетов, второй в Аргентину за зерном и третий в Вест-Индию за ромом.
В мае 1941 года «Тистлегорм» с экипажем 39 человек вышел из шотландского порта Глазго в свой четвертый рейс в Александрию. Корабль перевозил боеприпасы, авиабомбы, противотанковые мины, винтовки Ли-Энфилд MK III, мотоциклы BSA W-M20, Matchless G3L и Norton 16H, автомобили Bedford, Morris и Ford, автомобильные прицепы, переносные электрогенераторы, запчасти к самолетам и автомобилям, медикаменты и резиновые сапоги. На палубе были закреплены два легких танка MK II и два паровоза Stanier 8F с цистернами для питьевой воды. В составе конвоя «Тистлегорм» должен был обогнуть Африку с юга, и пройти через Красное море и Суэцкий канал к пункту назначения. Этот маршрут был значительно длиннее пересечения Средиземного моря, но позволял британскому транспорту без особого риска достичь Александрии. В то время почти все Средиземноморье контролировалось германскими вооруженными силами. Когда «Тистлегорм» подходил к Суэцкому заливу (Красное море), он вынужден был бросить якорь в проливе Губал, рядом с рифом Шааб-Али (Safe anchorage ‘F’) и ожидать возможности пройти Суэцкий канал, который перекрыло подорвавшееся на немецкой мине судно.
В ночь с 5 на 6 октября 1941 года два немецких бомбардировщика Heinkel 111, вылетевшие с Крита на поиски судна Queen Mary с австралийскими солдатами на боту, на обратном пути случайно наткнулись на стоящий на якоре «Тистлегорм». При полной луне и тихой погоде транспорт оказался легкой мишенью. Зайдя с кормы и не встретив ни малейшего зенитного огня, самолеты атаковали его в 0 ч 35 мин. Две бомбы попали в районе четвертого трюма, загруженного боеприпасами. Вспыхнул пожар, и через небольшое время боеприпасы взорвались. В результате взрыва корма оказалась оторванной от основной части судна. В 1 ч 30 мин корабль пошел ко дну и затонул на глубине около 30 м. Девять человек погибло, а остальные тридцать были подобраны сопровождавшим судном “Carlisle”.
Основная часть Тистлегорма лежит почти вертикально, а оторванная корма – с креном 45° на левую сторону. Два, танка, которые находились на его палубе, лежат в месте разлома судна, а паровозы силой взрыва раскидало на десятки метров по обеим сторонам от транспорта.
Впервые «Тистлегорм» был обнаружен в марте 1955 года командой Жака Ива Кусто во время его экспедиции в Индийский океан на исследовательском судне Калипсо. Следуя подсказкам местных рыбаков, Кусто нашел затонувшее судно и поднял с него несколько предметов, в том числе мотоцикл, капитанский сейф и рынду (корабельный колокол). Данные исследования описаны в книге Жака Ива Кусто «В мире безмолвия», а сцены подводной съемки затонувшего транспорта вошли в одноименный документальный фильм. После этого про Тистлегорм забыли почти на двадцать лет. И лишь в 1974 году судно находит израильский дайвер Шимшон Махиах. В 1992 году из Хургады сюда прибывает первая группа туристов, а в ноябре того же года Тистлегорм становится широко известным благодаря статье в итальянском журнале Aqva. В следующем году ВВС снимает документальный фильм “Последний рейс Тистлегорма” и с этого времени затонувшее судно становится популярным местом погружений для дайверов.
К рэку можно попасть из Шарм эль Шейха (дэйли дайвинг, дайв-сафари) или из Хургады (дайв-сафари по северу красного моря).
Погружение на Тистлегорм
Тистлегорм находится на достаточно большом удалении от Шарм эль Шейха. Время в пути примерно 3,5 – 4 часа, так что приготовьтесь к раннему выходу из порта – около 5 часов утра.
Корабль лежит на дне пролива далеко от берега и рифов, так что здесь может быть достаточно сильное течение вызванное приливом или отливом. Видимость иногда бывает не более 15 метров. Спуск под воду и подъем осуществляются по веревке, которой дайв-бот привязывается к рэку. Во время самого погружения гид выбирает такой маршрут, чтобы течение чувствовалось меньше всего.
Первое погружение обычно проходит снаружи Тистлегорма. Вы сможете посмотреть зенитное вооружение корабля, два легких танка, которые лежат в месте разлома, недалеко от них можно увидеть бомбы и снаряды, которые не сдетонировали во время взрыва. В носовой части особый интерес представляют: якорная лебедка и один из якорей,два тендера для паровозов (вагон для угля), железнодорожные цистерны для питьевой воды искореженные давлением. Во время затопления они были пустые и герметично закрыты. Сами паровозы лежат на дне недалеко от Тистлегорма, если течение позволяет, то к ним можно подплыть.
Второе погружение осуществляется внутрь рэка. Не забудьте взять с собой подводный фонарь, чтобы лучше разглядеть детали. Первый и второй трюмы имеют довольно большие отверстия для погрузки-разгрузки, так что внутри корабля достаточно светло, чтобы не потерять выход. Не забывайте контролировать свою плавучесть, чтобы не задевать за выступы и острые края. В своих трюмах Тистлегорм вез грузовики, мотоциклы, винтовки и запасные части для самолетов (кожухи моторов и крылья). Все это сейчас открыто дайверам для обозрения и исследования. В ходе второго погружения можно проплыть через веревочный отсек в носовой части и выйти через проем около якорной лебедки, а также посмотреть капитанскую рубку.
Поскольку корабль лежит на глубине 30 метров, то оба дайва получаются довольно глубокими – до 28м, при погружении снаружи Тистлегорма, и до 25м при погружении в трюмы. Минимальный уровень сертификации для погружения – PADI Advanced Open Water Diver или анологичный. Чтоды увеличить бездекомпрессионное время, рекомендуется брать баллоны с обогащенным воздухом (найтроксом), для чего необходимо иметь сертификат Nitrox Diver.
За время своего пребывания на дне корабль сильно оброс кораллами и превратился в настоящий риф. Тут можно встретить скорпен, рыбу-крокодила, голожаберных малюсков, стеклянных рыбок в отсеках Тистлегорма и осминогов. Нередко к рэку приходят акулы, черепахи и рыба-наполеон.